РЕКОМЕНДАЦИИ

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИАЦИИ

НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОБОБЩЕНИЯ ЛУЧШЕГО ОПЫТА

 

СОБЛЮДЕНИЕ
ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕДИАЦИИ

 

Одной из особенностей и объективных  сложностей  проведения восстановительных встреч в организациях профессионального образования является возраст потенциальных медиантов, они – несовершеннолетние. 

Еще сложнее ситуация, когда только один из них несовершеннолетний, а другой – взрослый.

Дополнительная сложность в том, что медиация проводится во время нахождения студента в СПО, то есть на территории образовательной организации и во время образовательного процесса, когда ответственность за жизнь, здоровье (физическое, психологическое), соблюдение  и защиту прав обучающегося, несет образовательная организация, то есть Вы и Ваш руководитель.

Случаи, когда Вы  согласно основной должности являетесь социальным педагогом (обязаны защищать права обучающегося) или педагогом-психологом и оказывать студенту социально-психологическую помощь в сложной ситуации), а в момент проведения медиации обязаны соблюдать нейтралитет и, по большому счету,  не выполнять своих прямых обязанностей, тоже могут возникнуть...  

Что нужно заранее обдумать и предпринять  в этой связи:

  • заранее (в начале учебного года) уведомить родителей обучающихся  о том, что  в Вашей организации существует служба медиации, что студенты могут самостоятельно обратится за помощью в службу, письменное согласие родителей (законных представителей) на  участие студента в восстановительной встрече при этом не требуется , т.к. медиации (равно как и примирительная встреча с элементами медиации)  не является психологическим консультированием.
  • обсуждая с будущими медиантами их участие в медиации обдумайте, имеет ли смысл предлагать им подписание согласия на участие в медиации или ограничиться устным предложением и устным согласием  сторон на участие  (подписание любого соглашения, договора и т.д. является в соответствии с законодательством гражданско-правовой сделкой, заключать которые несовершеннолетние не вправе)
  • по тем же причинам  имеет смысл продумать целесообразность письменного оформления договоренностей  сторон по итогам проведения встречи (документ, подписанный несовершеннолетним, как минимум не легитимен,  а в случае, если стороны настаивают на подписании, организация обязана организовать присутствие законных представителей несовершеннолетних)
  • желательно продумать текст и проанализировать имеющийся текст формы медиативного соглашения, которое предлагается подписать медиантам в службе (при составлении такого документа форма соглашения согласуется со сторонами письменно, в случае с несовершеннолетними такое согласование нелегитимно, предложение взрослых, которые призваны в период  образовательного процесса  осуществлять защиту прав детей, подписывать какие-либо документы без присутствия законных представителей, может быть истолковано родителями и надзорными органами не  в пользу образовательной организации и быть квалифицировано как нарушение прав несовершеннолетних)
  • если какое-либо  подписание все-таки  предполагается (с целью закрепления  факта договоренности  и выполнения сторонами обязательств), то во избежание претензий к образовательной организации, студенты должны быть предупреждены о том, что подписание – их добровольное желание, текст должен быть НЕ подготовлен педагогом/куратором заранее, а написан рукой самого ребенка в произвольном стиле,
  • использование готовых типовых соглашений, договоров и т.д.,  разработанных для организаций, предоставляющих услуги профессиональных медиаторов совершеннолетним гражданам (или иными организациями, в т.ч. юридическими  фирмами, ассоциациями медиаторов и т.д. ) для оформления итогов встречи между несовершеннолетними возможно только после согласования шаблона текста будущего  документа с законными представителями несовершеннолетнего и их присутствия при подписании.
  • использование  соглашений, заполненных рукой педагога/куратора, выполнявшего функции медиатора, также чревато последствиями, т.к. доказать, что при подписании такого документа на несовершеннолетнего студента не было оказано давления любого рода, а также то, что несовершеннолетний полностью понимал содержание того, что подписывает,  невозможно; а обвинить образовательную организации в превышении полномочий и нарушении прав несовершеннолетних - да.
  • при участии в восстановительной встрече совершеннолетнего и несовершеннолетнего медиантов  (например, педагога/куратора и студента) и дальнейшем оформлении результатов в письменном виде нарушаются права несовершеннолетнего
  • при проведении медиации несовершеннолетними медиаторами или с участием несовершеннолетних со-медиаторов получение  письменного информированного согласия законных представителей всех сторон  обязательно.
  • много вопросов надзорных органов может вызвать повторный конфликт, втягивание в конфликт третьих лиц,  усугубление конфликта, который был урегулирован несовершеннолетними медиаторами  (урегулирование конфликтных ситуаций во время образовательного процесса и  на территории образовательной организации – одна их форм оказания социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним в соответствии с  законодательством (например, Федеральным законом Российской Федерации № 120-ФЗ – обязанность работника  ведомства системы профилактики), делегирование таких полномочий несовершеннолетним – недопустимо
  • урегулирование и предотвращение  (профилактика) конфликтов среди студентов является прерогативой и обязанностью работников профессиональной образовательной организациии одним из видов деятельности,  включенной в план воспитательной работы организации; осуществлять контроль деятельности, которую осуществляют студенты, не являющиеся работниками организации,  не имеющие соответствующего образовании и т.д.  невозможно и недопустимо
  • приглашение к урегулированию конфликтных ситуаций родителей обучающихся (даже являющихся членами службы) возможно только с письменного согласия  законных представителей несовершеннолетних медиантов, т.к. взрослые, не являющиеся работниками образовательной организации и взрослые, на которых не  возложена приказом руководителя организации ответственность, не вправе осуществлять профилактическую  работу  или иные действие в отношении несовершеннолетних студентов без письменного на то согласия их родителей во время образовательного процесса.
  • утверждение приказом директора профессиональной образовательной организации списочного состава членов службы медиации, в которую входят несовершеннолетних студенты, может быть также  квалифицировано как нарушение  их прав.

Уважаемые коллеги! Существует множество способов легитимного  включения в работу службы ст уденты, будем рады, если наши рекомендации, явившиеся обобщением печального опыта ряда организаций, помогут Вам избежать ошибок при организации  профилактической работы в вашей организации. Подробно о том, какие юридически  безопасные варианты существуют – в видеоуроках Стажировочной площадки здесь… и курсах повышения квалификации – здесь… 

 

Все предложенные на сайте Проекта материалы носят информационно-рекомендательный характер и разработаны на основании анализа действующего законодательства, рекомендательных писем министерства образования и учетом практики их применения … (читать далее…)

Размещенные на сайте материалы охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения, связанные с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, а также распоряжением исключительными правами на них, и предназначены исключительно для использования организациями, заключившими договор с учредителями Проекта «Медиация в образовании».

Распространение, передача материалов третьим лицам и коммерческое использование материалов возможно только при получении согласия правообладателей.

!


/---Бегущая строка---/
0%